В тени «старшего брата»: как живет комьюнити Heroes of Might and Magic V
Наши партнеры:

Heroes of Might and Magic V нередко сравнивают с Heroes of Might and Magic III, хотя она никогда не пользовалась такой же популярностью, как её «старший брат». Тем не менее у пятой части игры до сих пор есть преданные фанаты, которые регулярно проводят дружеские турниры и лиги. Cybersport.ru выяснил, чем сейчас живет комьюнити Heroes of Might and Magic V и как выглядит киберспортивная составляющая игры.

Релиз Heroes of Might and Magic V состоялся в мае 2006 года. Разработкой игры занималась российская студия Nival Interactive под руководством владельца серии — французской компании Ubisoft. Пятая часть сохранила классические элементы геймплея из прошлых игр, однако, в отличие от предшественников, перенесла их в полностью трехмерный мир. Впоследствии именно этот визуальный «ребрендинг» стал одним из факторов, которые помогли игре обзавестись собственной фан-базой.

Чтобы понять, чем сейчас живет Heroes of Might and Magic V, мы пообщались с несколькими старожилами игры. Один из них — Кирилл KillAndAction, 46-летний игрок и организатор турниров на HoMM V.

В тени «старшего брата»: как живет комьюнити Heroes of Might and Magic V

Кирилл KillAndAction, организатор турниров по HoMM V:

«Я играю в ''Героев'' уже больше 25 лет, с момента выхода первой игры серии. Это одно из моих любимых дел в свободное время. Когда развивались версии по ''тройке'' — Shadow of Death и другие, — то как-то они не затягивали меня, а вот пятая часть понравилась больше всего. Там механика сильно отличалась в плане сетевой игры, еще графика, ну и разработчик российский, конечно, тоже сыграл свою роль. Сначала просто кампании играл. Потом как-то так получилось, что обзавелся семьей, ребенок первый немного вырос, и стало больше времени именно на турнирные игры».

По словам KillAndAction, путь пятых «Героев» в киберспорт выдался трудным. В первые годы все играли на серверах ubi.com обычные сетевые матчи на рейтинг, но из-за малой активности разработчиков фанаты из СНГ стали организовывать собственные турниры.

В тени «старшего брата»: как живет комьюнити Heroes of Might and Magic V

Кирилл KillAndAction, организатор турниров по HoMM V:

«С 2009 года мы провели около 70-80 турниров. Связь с разработчиками давно потеряна, поэтому всей организацией занимались энтузиасты. Раньше, конечно, были хорошие призовые, причем не только в виде денежных средств. В среднем такие турниры собирали по 16-20 участников, но бывало и меньше. Обычно используются простые форматы с групповым этапом и сеткой плей-офф, а сами матчи проходят на пуле из восьми стандартных шаблонов».

Главной проблемой в то время был отвратительный баланс, который часто сводил на нет всю соревновательную составляющую матча. Игроки неоднократно обращались к Nival с предложениями и просьбами внести правки в исходники HoMM V, но на все запросы получали отказ. В конце концов в 2009 году энтузиасты сами разработали турнирный модуль, который позволил проводить полноценные соревнования. С тех пор «тусовка» Heroes of Might and Magic V разделилась на две части.

В тени «старшего брата»: как живет комьюнити Heroes of Might and Magic V

Арт: onlyhdwallpapers.com

Если смотреть на Heroes of Might and Magic V с точки зрения киберспорта, то самое большое комьюнити — у классической версии игры, проблемы с балансом в которой удалось вручную исправить с помощью мода Tournament Edition. К сожалению, это сообщество хоть и относительно многочисленно, но очень разрозненно. У него нет какой-то идеи или платформы, которая бы объединяла всех геймеров. Второе течение в пятых «Героях» сформировали игроки в Random Tactical Arena — это отдельный мод видоизмененной дуэли, по которому сейчас проводится большинство турниров по Heroes of Might and Magic V.

В тени «старшего брата»: как живет комьюнити Heroes of Might and Magic V

Кирилл KillAndAction, организатор турниров по HoMM V:

«Большинство пользователей играют в оригинальную версию, но они разрознены по разным серверам в том же Discord или во ''ВКонтакте''. В специальную турнирную версию играет меньше людей, но они более организованны. По онлайну трудно сравнить, так как нет никакой статистики. Если исходить из той информации, которой я обладаю, то в обычную играет 200+ человек, а в турнирную — около 40».

По словам KillAndAction, костяк комьюнити сформировался еще в конце 2000-х. Сейчас количество активных игроков в HoMM V сократилось в разы, но иногда молодые лица всё же появляются. В основном тусовка пятых «Героев» состоит из старожилов, которые давно дружат и общаются друг с другом. Преимущественно это игроки из СНГ в возрасте 30-35 лет.

Что такое Random Tactical Arena?

Мод Random Tactical Arena был создан в 2009 году фанатами игры, до сегодняшнего дня его разработку и отладку поочередно поддерживали несколько энтузиастов. Территориально большая часть комьюнити RTA находится в СНГ. У сообщества есть собственный сайт и отдельный сервер в Discord. 

Турниры по RTA регулярно проходят в онлайне, а главный из них, на основе которого составляется рейтинг участников, длится три месяца. Обычно организаторами выступают сами администраторы портала RTA и несколько инициативных членов комьюнити. Иногда им даже удается собрать небольшой призовой фонд, но эти суммы выглядят несущественными даже по сравнению с турнирами по Heroes of Might and Magic III. Впрочем, фанаты «пятёрки» играют в неё вовсе не из-за денег.

В тени «старшего брата»: как живет комьюнити Heroes of Might and Magic V

В тени «старшего брата»: как живет комьюнити Heroes of Might and Magic V

К сожалению, у пятых «Героев» нет собственного зрительского мода, поэтому транслировать матчи приходится через демонстрацию экрана в Discord. Одним из активных стримеров и организаторов турниров по RTA является Александр Zub. Он рассказал нам, что представляет собой Random Tactical Arena.

В тени «старшего брата»: как живет комьюнити Heroes of Might and Magic V

Александр Zub, стример и игрок в HoMM V:

«Если коротко, то RTA — это имитация финальной битвы. Каждому участнику дается определенное количество денег, на которые он может купить армию, приобрести артефакты или дополнительные уровни для героя. Именно от этих параметров и строится тактика. Баланс полностью переделан по сравнению с оригинальной игрой. Обычно на формирование войска дается 15 минут, после чего игроки начинают бой на нейтральной территории. Сражение может длиться от нескольких минут до часа и даже больше, в зависимости от скилла и сетапов участников».

Если смотреть на матчи RTA со стороны, то они совсем не похожи на классические сражения по «Героям». В этом моде игрокам не требуется отстраивать город, собирать ресурсы и чистить карту. Нужно лишь подобрать оптимальный баланс между армией, героем и артефактами, а потом хорошо всё расконтролить на поле боя. Кто-то предпочитает многочисленное войско, кто-то делает ставку на мощные заклинания, ну а для кого-то важнее получить дополнительные уровни (и усиления, которые они дают). Комбинация этих параметров может варьироваться как от личных предпочтений игроков, так и от матчапов, в которых они сражаются.

Читайте также:  Закрой свой поганый гештальт — обзор NieR Replicant ver. 1.22472287139…

Запись матча 1v1 в моде RTA:

В тени «старшего брата»: как живет комьюнити Heroes of Might and Magic V

Перед матчем участники проходят процедуру черка — с его помощью определяется, кто какой фракцией будет играть, какие герои будут в пуле и т. д. Процедура полностью рандомная, поэтому у хорошего игрока должны быть стратегии на все матчапы. Победить только одной расой или одним героем здесь не получится. 

В тени «старшего брата»: как живет комьюнити Heroes of Might and Magic V

Александр Zub, стример и игрок в HoMM V:

«В сражениях RTA может сложиться ситуация, когда новичок при хорошем везении может обыграть более опытного соперника, но в серии матчей на более длинной дистанции личный скилл всегда будет иметь определяющую роль в битве».

По словам Александра Zub, в целях соблюдения баланса разработчики RTA внесли мелкие технические правки для турнирных боев. Кроме них, есть несколько общепринятых правил, обусловленных игровой механикой. Например, у варваров Крэг Хэгг всегда первым ходом должен делать атаку и т. п. С принципами честной игры в комьюнити Heroes of Might and Magic V проблем нет, как нет и читерства. В маленьком дружном сообществе такое попросту невозможно.

Продолжая тему RTA, мы пообщались с Алексеем Мостовиком — главным модератором мода, занимающимся его разработкой и отладкой баланса.

В тени «старшего брата»: как живет комьюнити Heroes of Might and Magic V

Алексей Мостовик, разработчик мода RTA для HoMM V:

«Я начал заниматься модом, кажется, в 2010 году, примерно спустя полгода с того момента, как познакомился с RTA. Мне сразу понравилось это направление развития любимой игры — быстрый формат, который позволяет спустя несколько минут с начала игры насладиться эмуляцией финальной битвы. 

Говорить, что я сразу взял эту задачу на себя, не совсем верно. Сначала я по мелочи помогал людям, которые придумали и делали изначально мод — прежде всего это Bandit, Vsev и Ogo-i. Потом постепенно эта работа перешла ко мне. Спустя несколько лет развитие подхватил iMessor, я взял перерыв, но потом снова включился».

По словам Мостовика, ему сложно объективно сравнивать редакторы для HoMM III и HoMM V, но у «пятёрки» действительно не так много инструментов для моддинга. Из-за этого реализовать некоторые идеи просто невозможно, хотя разработчики выкручиваются как могут.

В тени «старшего брата»: как живет комьюнити Heroes of Might and Magic V

Алексей Мостовик, разработчик мода RTA для HoMM V:

«К сожалению, средства моддинга в “пятёрке” не позволяют воплотить многие элементарные, но великолепные задумки. Тем не менее и у нас тоже есть популярные моды — TE, RTA, MMH5.5, и это хорошо продуманные и качественные продукты. Конечно, удобный и более функциональный редактор пошел бы на пользу, но в целом я удовлетворен теми средствами, которые есть. Это лучше, чем ничего».

Работа модератора RTA не заканчивается на отладке мода и исправлении багов. Разработчики постоянно добавляют новые элементы и героев, а также меняют баланс юнитов в зависимости от фидбэка игроков после крупных турниров.

В тени «старшего брата»: как живет комьюнити Heroes of Might and Magic V

Алексей Мостовик, разработчик мода RTA для HoMM V:

«Мы ищем идеальный баланс, и потому мод претерпевает постоянные изменения. Обычно это происходит так: проводится турнир, собирается статистика по расам, героям, а также происходят постоянные обсуждения тактических и стратегических схем между игроками. Это достаточно увлекательный и веселый процесс. После этого в перерыве между турнирами корректируется мод, обкатывается и запускается новый турнир. Турниры проводятся 4-5 раз в году.

Кроме того, часто добавляются новые герои с уникальными специализациями, новые умения и возможности. Всё это — плод фантазии различных игроков, но такие изменения должны быть в духе ''Героев''. Эти новшества постоянно подпитывают интерес. В каком-то роде можно сравнить с ежегодным выходом спортивных симуляторов типа FIFA — вроде одно и то же, но меняются футболисты, схемы и силы клубов».

О киберспортивных перспективах пятых «Героев» Мостовик говорит сдержанно. По его словам, у игры есть большой потенциал, но без поддержки разработчика его сложно реализовать. Если бы Nival предоставила исходный код игры, чтобы энтузиасты могли исправить все баги и недочеты, то будущее у стратегии могло бы быть совершенно иным.

В тени «старшего брата»: как живет комьюнити Heroes of Might and Magic V

Алексей Мостовик, разработчик мода RTA для HoMM V:

«Конечно, мне бы хотелось популяризации ''Героев''. Тем более я не считаю наше комьюнити ламповым — у нас достаточно много новичков, которые просто не успевают ''одомашниться'', прежде чем нас покинуть. И если бы нас было больше, то, возможно, не уходили бы и ветераны. Многие из них теряют интерес после нескольких победных турниров — для них просто нет новых вызовов.

Чтобы сделать Heroes of Might and Magic V киберспортивной дисциплиной, для начала нужна хотя бы поддержка разработчика, но её нет уже долгое время. Последний патч вышел больше десяти лет назад, официальный сервер закрыт, а нам осталась игра со множеством багов и кривым балансом. Но нас удерживает великолепная механика и разнообразный геймплей. Считаю, что если бы у нас был исходный код игры, то фанаты приложили бы все усилия, чтобы вывести любимую стратегию на принципиально новый уровень».

«Героев 5» часто сравнивают с «Героями 3», причем далеко не всегда это сравнение заканчивается в пользу «пятерки». Но между членами комьюнити нет и никогда не было соперничества или зависти. Наоборот, фанаты пятых «Героев» нередко приезжают посмотреть и поболеть за друзей на турниры по HoMM III, а некоторые пользователи умудрялись выступать на два фронта, участвуя в соревнованиях по двум играм сразу. Может, по количеству игроков и турниров HoMM V и уступает практически всем современным киберспортивным дисциплинам, но таким дружным и сплоченным комьюнити не могут похвастаться даже Dota 2 и CS:GO.

 

  • https://www.half-rta.com/ — официальный сайт сообщества RTA, на котором можно скачать сам мод. Здесь также проходят турниры, ведется статистика матчей и рейтинг игроков.
  • https://discord.com/invite/UcAnzsd — сервер сообщества RTA в Discord.
  • Для установки мода RTA вам потребуется игровой клиент Heroes of Might and Magic V с версией 3.1. 

Где поиграть в Random Tactical Arena по Heroes of Might and Magic VСкрыть

Автор статьи благодарит Кирилла KillAndAction, Александра Zub, Алексея Мостовика и все комьюнити Heroes of Might and Magic V за помощь в написании статьи.

В тени «старшего брата»: как живет комьюнити Heroes of Might and Magic V

Источник

Реклама:

Об

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − одиннадцать =